Якунчиковы (1880 - 1917)
А.Леон. Портрет
В.И.Якунчикова
Доходы с этих предприятий позволили В.И.Якунчикову внести существенный вклад в сооружение здания Московской консерватории, так знакомого всем поклонникам музыки. Материальная поддержка В.И.Якунчиковым этой отрасли искусства, несмотря на характерную купеческую скупость, объясняется тем, что сам он неплохо музицировал, играл на скрипке, а в свое время был одним из первых уполномоченных дирекции Московского отделения Русского музыкального общества. Как хозяин двух кирпичных заводов, один из которых находился недалеко от усадьбы в соседнем селе Троицкое (Троицкое-Черёмушки), В.И.Якунчиков имел косвенное отношение к строительству многих известных московских зданий: Императорский Российский исторический музей (ныне Государственный Исторический музей), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), Казенный винный склад № 1 (ныне ликероводочный завод «Кристалл») и многие другие крупные сооружения, определяющие исторический облик города, выстроены из якунчиковского кирпича.
Покупка Черёмушек В.И.Якунчиковым поначалу также преследовала коммерческие цели. С одной стороны это было расчетливое вложение капитала, с другой обладание приносившей доходы известной дачной местностью. Почти все постройки усадьбы, даже господский дом были заняты под дачи, которых оказалось 15 (в 1891 г.). Одним из удобств было редкое для дачных местностей телефонное сообщение с городом. От Серпуховской заставы в Черёмушки ходили линейки.
Со временем ситуация изменилась и Якунчиковы стали жить в Черёмушках гораздо чаше и перестали сдавать постройки внаем. Известный московский врач-гомеопат, бывший кавалергард Д.П.Сорохтин так вспоминал этот период существования Черёмушек: “В перспективе прошедших лет мне начитает казаться, что было в его атмосфере что-то от “Вишневого сада”, что-то от Лопахина, хотя и женившегося на Варе и облагороженного ею. Почтенному хозяину как будто хотелось сократить размеры огромных высоких комнат, устроиться в них, как говорилось, поуютнее, потеснее, что ли. Чайный стол был задвинут в угол, отгорожен от остального помещения огромными декоративными растениями в кадках, напоминавшими зимний сад. Самовар должен был постоянно кипеть, и прислуга следила за этим неустанно. Иногда это были горничные в обязательных кружевных наколках и передниках, иногда старушки с восковыми благообразными лицами в подколотых у подбородков большими булавками одноцветных платках. Старушки непременно кланялись в пояс и говорили, как шуршали, – ничего не было понятно, хотя губы двигались быстро-быстро. Чашки ополаскивались здесь же на чайном столе. Хозяин постоянно прислушивался к разговорам молодежи, которой собиралось очень много, вставлял свои замечания, но непременно касался и своих дел, в том числе предмета его гордости – дымившегося бок о бок с поместьем кирпичного завода. В то время якунчиковский кирпич действительно признавался одним из лучших. Во всяком случае, подрядчики часто говаривали, что выполнят работу не в каком-нибудь, а именно в “якунчиковском” кирпиче. Зато молодежь неожиданно, может быть, напоминала не что-нибудь, а меншиковские времена. Сейчас мне трудно сказать, откуда возникла подобная ассоциация. Может быть, по той открытости, радости энергичности, которые мы связывали с петровскими временами. Все рождало сразу горячие споры, затягивавшиеся на несколько дней диспуты. Случалось, как в старых усадьбах, гостей не отпускали в Москву, и они живали по несколько дней в Черёмушках. Мне запомнилось замечание одного из гостей, помнится студента университета: “Не кажется ли вам, что те, кто строил это поместье, все приготавливались, но так и не начали в нем по-настоящему жить?” Я очень удивился, отнес это за счет прибранности усадьбы, а много позже подумал, что и сам испытал подобное ощущение. Странно, не правда ли?”
В.И. Якунчиков
З.Н. Мамонтова
С Черёмушками связано имя и талантливой художницы Марии Владимировны Якунчиковой, по мужу Вебер (1870-1902) — одной из дочерей нового владельца. Покупка имения её отцом, стала вехой и в творческой биографии этого самобытного мастера, близкого к “мирискусникам”. В Государственной Третьяковской галерее хранятся картина М.В.Якунчиковой “Церковь старой усадьбы Черёмушки близ Москвы” (1897 г.) и гуашь “Парк в Черёмушках. Пруд” (1899 г.), написанная ею по памяти в Наре Фоминской. В 1904 г. в иллюстрированном журнале “Мир искусства” была репродуцирована еще одна работа художницы на эту же тему — цветной офорт “Черёмушки”. Аналогичное название носит написанная М.В.Якунчиковой гуашь, которая хранится в швейцарском городке Шен-Бужери, в котором скончалась она сама, не дожив до тридцати трех лет. Там сохранились дом М.В.Якунчиковой и многие ее работы.
М.В.Якунчикова
В 1909 г. Черёмушки, как и все дела отца унаследовал брат художницы Николай Васильевич Якунчиков (1873-1931), уже не купец, а потомственный дворянин, бывший дипломатом и даже придворный камер-юнкер. При нем в усадьбе провели крупные строительные работы по проекту архитектора И.В.Жолтовского, в ходе которых был реконструирован и заново отделан господский дом. Кроме того, в то же время существенной реконструкции подверглись и некоторые другие постройки.
Одновременно с перестройкой усадьбы её владелец усадьбы попробовал заложить новые традиции. Так 27 апреля 1914 г. в Черёмушки для участия в устроенных Н.В.Якунчиковым скачках с препятствиями на призы, съехался весь московский бомонд. Скачки проходили в два заезда. Один для офицеров Московского военного округа, а другой для «ездоков-охотников», то есть любителей, к которым относили всех штатских, а также желающих попробовать свои силы уверенных и спортивных дам. Офицеры должны были преодолеть за пять минут 17 самых разнообразных препятствий на дистанции около двух верст. Любительская дистанция была на полверсты короче, препятствий было 12, а время для их преодоления 4 минуты. Призы победителям вручала лично очаровательная жена владельца Черёмушек Ольга Николаевна Якунчикова, урожденная Жерве (ум. не ранее 1938). Первыми из них в номинации для «ездоков-охотников» оказались владелец подмосковной усадьбы Липовка (Липки-Алексейск) А.А.Руперти и его сын. Предполагалось, что скачки в Черёмушках станут ежегодным мероприятиям, но из-за начала Первой мировой войны они больше не проводились. Тогда один из черёмушкинских флигелей был отдан согласно патриотическому призыву под военный лазарет.
* * *