Предисловие
«Самая первая дача с окрестностями своими,
давно вошедшими в район города,
есть Черемушки, имение,
принадлежавшее князю Меньшикову».
Седельников П. Москва и окрестности. М.,1881.
“В Черемушках нет художественных откровений,
равных Останкину и Архангельскому.
Их прелесть в историческом значении,
дающем яркую картину прошлой жизни.
В смысле исторической поучительности
это едва ли не самая
интересная подмосковная”.
Шамурин Ю.И. Подмосковные. Кн. 2. М.,1914.
Черемушки... Этот знакомый каждому москвичу топоним уже давно стал нарицательным. Массивы стандартных бетонных пятиэтажек, расползшихся из столицы по всей необъятной стране - вот что такое Черемушки. Теперь они есть почти во всех областных центрах. Если быть более точным, “хрущобы” . символ именно Новых Черемушек, квартала с первым пятиэтажным экспериментальным жилым массивом, находящимся на Юго-Западе Москвы.
Однако уцелели и те Черемушки, которые по аналогии можно назвать “старыми”. Это грандиозный архитектурный комплекс 2-й половины XVIII — 1-й половины XIX вв., поражающий своим размахом, и в отличие от большинства усадеб отличающийся достаточно неплохой сохранностью и полнотой. Так здесь, почти целиком уцелел весь набор основных построек и прилегающая к ним территория с парком, и есть основания полагать, что так будет и впредь.
Кроме того, Черемушки выделяются именно своей типичностью – отмеченной ее многими исследователями. Можно согласится с давно забытым писателем П.П.Перцовым, охарактеризовавшим в 1920-х гг. эту усадьбу следующим образом: «В ближайших окрестностях Москвы, доступных по трамваю, это единственная усадьба «среднего типа», приближающаяся к общему типу русских помещичьих усадеб, раскинутых по всему широкому пространству сельской России, где процветала былая дворянская культура. В Черемушкине [так в тексте — М.К.] нет великолепия Останкино, нет фамильных портретов и ценностей Покровского-Стрешнева, но общий уют усадьбы и её эстетические качества сообщают ей характер настоящего «дворянского гнезда». Теперь Черемушки — это уникальный оазис, по стечению обстоятельств не уничтоженный городом, а достаточно бережно включенный в его состав.
Схема расположения памятников в ансамбле усадьбы
"Черемушки". сер. XVIII - нач. XX вв.
- 1. Парадный двор (цветник)
- II. Регулярный сад
- III. Английский парк
- 1. Знаменская церковь 1735 - 1739 гг.
- 1-а. Звонница. Не сохранилась
- 1-6. Ворота церкви. Не сохранились
- 2. Пилонные ворога. Кон. XVIII в.
- 3. Дворец. 1786 -1787 г. Арх.Г.-Х.К. Вильстер
- 4. флигель. ("Молочный дом"). Кон. XVIII в. Перестроен в 1-й четв. и сер. XIX в.
- 5. Эрмитаж. Кон. XVIII в. Перестроен в XIX в.
- 6. Павильон "Миловида". 1-я четв. XIX в.
- 7. "Китайский павильон" или "Чайный домик". Кон. XVIII в. Перестроен в XIX в.
- 8. Парковый павильон XVIII. Не сохранился
- 9. Оранжереи ХУШ.ХК вв. Не сохранились
- 10. Круглая беседка. Кон. XVIII - нач. XIX вв. Не сохранилась
- 11. Павильон-мавзолей. Кои. XVIII - нач. XIX вв. Не сохранился
- 12. Флигель в парке ("Кухонный" или "Детский"). XIX в.
- 13. Арочный мостик
- 14. Плотина
- 15. "Птичники", 1-я четв. XIX в.
- 16. Флигели- "Пропилеи". Кон. XVIII - нач. XIX в.
- 17. "Конный двор". Кон. XVIII в.
Перестроен в XIX в. - 18. Манеж. Сер. XIX в.